В Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект, упрощающий процедуру получения необходимых документов для начала строительства собственного дома. Точно он называется Законопроект № 302153-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)». Документ опубликован на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности. В случае принятия этого законопроекта будущих владельцев собственных малоэтажных домов ждут новые правила строительства и регистрации строений.
а) гражданин, который планирует начать строительство на своем участке, направляет в местную администрацию соответствующее уведомление с приложением подтверждающих документов. Его форма должна быть утверждена Минстроем, в числе основных сведений указываются: Ф.И.О., адрес, паспортные данные застройщика, все данные земельного участка и описание объекта, который будет строиться (текст и графика),
б) администрация должна в течении 7-и рабочих дней все проверить и принять соответствующее решение: согласовать представленные документы или отклонить их (только по причинам, которые явно не допускают строительство при имеющихся условиях),
в) если по истечении указанного срока заявитель не получил от администрации встречного уведомления о несоответствии его будущего строения действующим нормативам, считается, что строительство одобрено (по умолчанию). Разрешение действует в течение 10 лет со дня, когда уведомление о планируемом строительстве было направлено в администрацию,
г) по окончании строительства гражданин направляет в администрацию очередное уведомление, к которому прикладывает квитанцию об уплате пошлины за регистрацию права собственности и технический план нового объекта (выполняется кадастровым инженером на основании заполненной застройщиком декларации).
д) для согласования администрации также предоставляется 7 рабочих дней. Если построенный объект укладывается в необходимые рамки, администрация самостоятельно направляет все документы в Росреестр для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности (о чем сообщается застройщику). Если по истечении 7-ми дней никакого уведомления от администрации не поступило, гражданин может самостоятельно подать документы на регистрацию постройки – Росреестр в таком случае сам обязан запросить у администрации все необходимые бумаги.